“Ми всім серцем бажаємо, щоб Україна була єдиною, сильною державою, щоб народ наш процвітав, жив однією великою дружньою сім’єю!”, – протоієрей Нестор Коломієць, благочинний Другого дарницького благочиння

DSC_1312В состав Второго Дарницкого благочиния входит 12 приходов киевского левобережья. Это самая восточная часть города Бориспольского направления, она охватывает микрорайоны Дарницкого железнодорожного вокзала, Рембазы, Новой Дарницы, Красного Хутора, Бортничей  и части Харьковского массива. Благочиние является частью Восточного викариатства, которое возглавляет Преосв. епископ Ирпенский Климент.  Из новопостроенных храмов особо выделяются своей красотой и величием Ольгинский собор, храм свт. Феодосия Черниговскогои храм в честь преп. Иоанна Кронштадтского, строителем и настоятелем которого является сам отец благочинный.

 Как объяснил настоятель о.Нестор, храм Иоанна Кронштадтского построен в формах нововизантийского стиля, распространенного в 19-м и начале 20-го веков.  Очевидно, повсеместное использование такого стиля должно было показать универсальность Православия, красоту его архитектуры, характерной для Греции, Византийской империи. Именно в этом стиле построил св. Иоанн Кронштадтский монастырь  в честь прп. Иоанна Рыльского, своего небесного покровителя, в Санкт-Петербурге, в котором почивают его мощи.

Сейчас прекрасный киевский храм святого праведного Иоанна Кронштадтского украсил и парк Партизанской славы, и уголок Красного Хутора, граничащего с парком, а главное — стал еще одним святым местом, куда устремляются люди для встречи с Богом.

Когда о. Нестор начинал приходскую священническую деятельность в домике, переоборудованном под небольшой храм,  на территории 1-й городской больницы, его паства состояла  из 10-15 человек. Сейчас же Свято-Иоановский приход охватывает около  тысячи прихожан. 

- Отец Нестор, расскажите, как в относительно небольшой срок Вам удалось построить такой красивый и большой храм?

unnamed

- Со строительством этого храма связана вся моя священническая деятельность, начиная с 2000 года, когда я принял сан священника на втором курсе Киевской  Духовной Академии. Наша небольшая община искала место под строительство. И благочинный киевских больничных храмов о. Роман Барановский подсказал мне, что при 1-й городской больнице нужно открывать приход. После переговоров с руководством медицинского учреждения, нам предоставили заброшенное здание бывшего морга, стоявшего на отшибе территории без окон и дверей. Здесь находили убежище всякого рода бомжи и наркоманы. Мы осуществили капитальный ремонт здания, фактически заново отстроили,  оборудовали его под небольшой храм и начали служить Божественные литургии. А поскольку этот маленький храм находился рядом с улицей Кронштадтской, это подтолкнуло назвать и приход  в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Раньше бывало наоборот: храм давал название улице, например, в Киеве -- Ольгинская, Борисоглебская, Трехсвятительская, Петропавловская… А у нас улица дала название храму. Мы таким образом реабилитируем название самой улицы, поскольку кроме восстаний, Кронштадт известен еще и тем, что там жил такой великий праведник.

С самого начала регистрации прихода мы старались регулярно посещать больных, находящихся в больнице, стараясь  за неделю обойти все палаты, в которых проходило лечение до 900 человек. Я причащал, исповедовал, соборовал больных, просто беседовал, служил молебны, раздавал иконки, Евангелия. Медперсонал привык и уже радушно открывал нам двери. Господь никогда не оставляет без внимания усилия людей, направленные на помощь ближним, особенно тем, кто страдает в больницах, в местах лишения свободы. «Был болен и вы посетили Меня» (Мф. 25, 36) — сказал Спаситель. Он приходит на помощь тем, кто «посетил Его» в лице страждущих и обремененных…  Посещение больных призывает особую помощь Божью на жизнь и труды всякого человека.  Поэтому, я думаю, Господь откликнулся на наши хлопоты о выделении участка под строительство стационарного большого  храма на краю Парка Партизанской славы, который соседствует с больницей.

В 2005 году нам выделили место под сооружение храма, а в 2007-м началось его строительство. Несколько лет мы служили в нижней части храма, где престол освящен в честь  священномученика Дионисия Ареопагита, а над этой нижней частью продолжалось строительство всего сооружения верхнего храма с колокольней. С Божией помощью, здание храма уже достроено, водружены кресты на купола, но впереди еще много работы по внутренней отделке и оформлению храма, а также немало внешних работ, таких, как подведение коммуникаций и др.

- Святой Иоанн Кронштадтский, наверняка,  помогал вам. Вы чувствовали его поддержку? 

Первый храм на тер боль-цы

- Молитва Иоанну Кронштадтскому возносилась все эти годы, возносится и сейчас,  и мы всегда осознавали  небесное покровительство святого чудотворца. Многие моменты в оформлении необходимых документов, согласований, разрешений, получении средств на строительство можно назвать чудесными. Храмы Божьи возводятся по воле Божьей. Как сказал Псалмопевец: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс.126,1). Поэтому, как говорят, усилие от нас, а помощь – от Господа. Хочу отметить, что моих личных трудов в этом храме не так и много. Свв. Иоанн Кронштадтский и Дионисий Ареопагит посылали нужных людей, строителей, благотворителей, которых Господь призывал  помогать в строительстве и оформлении необходимых документов. Особо хотел бы в этой связи поблагодарить нашего усердного благотворителя Дениса Борисовича Костржевского, который со всем усердием участвует в строительстве храма, жертвуя и делясь даже последним.   

- Отец Нестор, сегодня можно услыхать такую «точку зрения», будто святой праведный Иоанн Кронштадтский не является «нашим» угодником Божьим, как и преп. Сергий Радонежский или Серафим Саровский. Как относиться к людям, называющим нашу Украинскую Православную Церковь «непатриотичной»? 

1303302402_kronstadt

- Мы должны молиться за таких людей, которые в большинстве случаев искренне заблуждаются,  чтоб Господь открыл им Истину. Как открыл Господь  очи апостолу Павлу, который гнал Церковь Божью, искренне полагая, что вера во Христа вредит его народу. И Господь открыл ему истину. Поэтому нам нужно усердно молиться за таких людей, проявлять к ним дружелюбие, открытость, показывая этим, что мы - православные - истинные патриоты Украины.

Почему? Потому, что мы стремимся  делать добро, соблюдать заповеди, жить благочестивой и праведной жизнью. Мы всем сердцем желаем, чтобы Украина была единой, сильной державой, чтобы прекратилось противостояние и кровопролитие, чтобы народ наш процветал, чтобы никто не чувствовал себя униженным и обманутым,  жил одной большой дружной семьей! Мы молимся за страну, за «власти и воинство ее», за наш боголюбивый украинский  народ. Наше благочиние, как и вся Украинская Православная Церковь, регулярно собирает помощь продуктами, одеждой, деньгами для беженцев и мирных граждан, пострадавших от ведения боевых действий в зоне АТО, мы также  собираем пожертвования для раненных воинов, помогаем по мере возможностей многодетным семьям наших прихожан, бездомным пациентам больницы, детям, лишенным родительской опеки.

 Как говорит наш Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Онуфрий: «Истинным патриотом является тот, кто усмиряет страсти в себе и вокруг себя, чтобы сохранить наш общий дом». На это должно быть направлено главное усилие нашей духовной жизни: борьба со своими грехами и страстями, молитва, дела милосердия, а не на политические дискуссии. Тем более с людьми, которые настроены по отношению к Церкви агрессивно. А наш путь, повторюсь – это молитва, открытость, дружелюбие. А не желание оскорбить, унизить, обличить.

Что можно ответить тем, кто считает,  что святой праведный Иоанн Кронштадтский является «чужеродным» святым? Еще при жизни он почитался далеко за пределами Кронштадта и Санкт-Петербурга, неоднократно бывал в Киеве и поддерживал духовную связь с киевским духовенством.  Мечтой его юности было стать миссионером в далеких странах. Но когда молодой о. Иоанн Сергиев  увидел нищету и страдание бедного люда Кронштадта, куда ссылали воров, убийц и прочих «неблагонадежных» из Питера, он решил посвятить себя спасению этих людей, оказавшихся на «социальном дне». Национальность человека при этом интересовала его меньше всего.

unnamedА любовь, жертвенность, бесчисленные  чудеса исцелений по его молитвам, красота пастырского облика о. Иоанна привлекла со временем к нему миллионы людей. Он почитался еще при жизни как чудотворец, и не только православными христианами, но и верующими других религий. И сейчас он  как святой почитается во всем мире. Ему молятся и в Америке, и в Западной Европе, и в Австралии. Поэтому говорить, что это лишь «русский» святой, в корне неправильно. Дневник духовных размышлений прав. Иоанна "Моя жизнь во Христе" еще при его жизни был переведен почти на все западноевропейские языки и стал любимым чтением благочестивых западных христиан и даже англиканских пасторов. Нельзя святость определять по этническому признаку. Ведь не случайно апостол Павел призывал христиан  совлечься ветхого человека и облечься в образ нового, в котором «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос»,  (Кол.,3,11). Угодников Божьих чаще всего именуют по месту их христианского подвига, а не по происхождению и национальности.

- Можно привести какие-то примеры в связи с этим? 

- История очень переплетена. Например, родители Сергия Радонежского были Черниговскими боярами, и земли Руси тогда пребывали под татаро-монгольским игом, святитель Димитрий Ростовский был родом из-под Киева, сотенного городка Макаров, находившегося  тогда под властью Речи Посполитой, а святитель Алексий Московский родом из современной Украины, и, находясь в Москве, именовался «митрополитом Киевским и всея Руси». Тогда не было Киевского или Московского патриархата, был один Константинопольский патриархат. И митрополиты, восседавшие в Москве, носили титул «митрополита Киевского и всея Руси». Нужно понимать при этом, что украинская нация и государственность формировалась украинскими гетманами, казачеством, которое, прежде всего, защищало православную веру от польского католицизма. История подтверждает, что наш украинский  народ, как ничто другое, может объединить православная вера. И Украинская Православная Церковь в наше непростое время является объединяющим началом в стране.

Но говорить на эти темы  можно лишь с тем и тогда, когда человек расположен к такому диалогу. А если человек имеет негативный  настрой, не расположен слышать собеседника, вряд ли вы сможете его переубедить. Мы видим, как неумение слышать и понимать друг друга порождают  междоусобные конфликты, подрывают государственность, единство, нашу культуру и взаимоуважение друг к другу. Нужно, чтобы каждый здравомыслящий человек стремился к тому, чтобы было как можно меньше конфликтов, противостояний. И в этом – главная задача каждого христианина.

- Отец Нестор, недавно православный Киев был взволнован событиями, связанными с Покровским приходом в Бортничах, где была выявлена и упразднена образовавшаяся секта. Сейчас, слава Богу, там налаживается приходская жизнь, назначен новый настоятель. Скажите, чем можно объяснить возникновение таких очагов лжедуховности? 

- Причина одна – происки лукавого. Святые отцы говорили, когда человек ведет греховную жизнь, то бес его соблазняет на жадность, гнев, объедение, сребролюбие и другие страсти. А когда он отвергает эти страсти и стремится к богоугодной жизни, враг рода человеческого подбивает в другую сторону: больше постись, больше молись, не спи, не ешь. И начинается такое «подвижничество». А поскольку искушения вроде бы исчезли, у человека постепенно развивается гордыня.  И, как следствие, он впадает в другую крайность: начинает думать, что он-де такой вот праведный, благочестивый и святой.

Так случилось на этом приходе.  Доходили разные слухи о том, что некоторые «духовные чада» считали его "особо праведным". Вместе с тем, в Киевскую Митрополию приходило и много жалоб и нареканий на о. Николая Наслудова. Жаловались, что он вел себя грубо, резко, неуважительно к людям, чем сеял соблазн среди православных, но многие списывали это на "юродство", особую "праведность".  Как оказалось, эта «праведность» состояла лишь  в том, что он стал активно бороться с идентификационными  кодами. Затем последовали другие требования – не отдавать детей в школу, не получать свидетельств о рождении, о браке, избавляться от гражданских паспортов. Речь не шла о смирении, любви, выполнении заповедей Божьих, о послушании и соблюдении церковного Устава. Все это игнорировалось. Эти люди изолировались от внешнего мира, не пропускали на территорию прихода «посторонних», возникла настоящая секта.

Общаться с ними было просто невозможно. Они не хотели никого слушать, априори полагая, что ты уже не прав лишь потому, что у тебя есть идентификационный код, агрессивно реагировали, закатывали истерики, кричали, толкались. Если у тебя есть код, то что хорошего ты можешь сказать?

Таким образом,  эта группа людей считала своего заблудшего пастыря единственно святым человеком на земле. И он учил их тому, что противоречит Священному писанию и вере православной. Получалось, что его слово было выше слов Церкви, слов Священного Писания.

Возник замкнутый круг: настоящая бесовщина покрывалась личиной «православия». Началось с  кодов, а закончилось уголовным преступлением. Будучи уже запрещенным в служении, не признававший священноначалие, церковную администрацию,  этот «настоятель» дошел до безумства: вырыл останки женщины, которая полгода пролежала в земле, объявил их святыми мощами, после чего их занесли в храм «для поклонения». Вмешалась милиция, государственная власть, этой деятельности была дана правовая оценка, поскольку создавалась угроза для здоровья и жизни людей. Сектанты во главе с «настоятелем» были выдворены.  Бывший священник находится на обследовании в психиатрической больнице.

Сейчас там назначен новый настоятель – протоиерей Владимир Тукало -- авторитетный священник, с большим жизненным опытом. Он уже проводит там большую работу с молодежью, организует скаутское движение.  С ним постоянно находятся прихожане, которые опять потянулись в храм. Жизнь прихода, слава Богу, нормализовалась.

- Отец Нестор, идя навстречу Пасхе Христовой, каждый человек испытывает различные трудности. Болезни, социальные неурядицы, политические потрясения. Как правильно  относится к этому с духовной точки зрения? 

unnamed3- Мы должны помнить всегда, что Господь не посылает нам испытаний больше, чем можем понести.  Нужно помнить, что спасение нельзя достичь легким путем. Господь говорит: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником"(Лук.14:27). Поэтому нет легкого пути в  достижении совершенства и спасения души. Каждый шаг человека должен быть,  как говорится, оплачен сполна  - нашим потом, слезами, часто и кровью. Мы должны относиться с благодарностью к тому, что Господь не забывает нас, посылает различные испытания, чтобы мы чаще о Нем вспоминали, чтобы мы увидели свою немощь, каялись в своих грехах. Эти трудности не должны рождать у нас уныние, ропот, а наоборот – благодарность Богу. Потому что, когда трудно – Господь к нам ближе всего, Господь всегда возле нас.

Ведь человек так устроен:  когда ему хорошо, комфортно и нет никаких проблем, тогда и Господь человеку не нужен, мы не замечаем Его. Нас поглощают мирские интересы, греховные страсти.  А когда у человека возникают жизненные сложности, тогда он духовно мобилизируется и обращается за помощью к Господу, стремится приблизиться к Нему через покаяние.

- Приходилось слышать нарекания, особенно от людей нецерковных, в том, что верующим Украинской Православной Церкви в этот Великий пост Предстоятель благословил слишком строгое воздержание по пятницам. Что Вы скажете по этому поводу? 

- Мы знаем, какая сложная ситуация в стране, связанная с боевыми действиями на юго-востоке Украины, проведением АТО. Церковь во все времена призывала в тяжелые периоды усиливать пост и молитву. Этому учит нас и Священное Писание.  Поэтому  и  распоряжение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия о том, что в пятничные дни поста предлагается усилить молитву и воздержание в еде с  чтением  12 раз молитвы «Отче наш» и «Богородица Дева, радуйся» с поклонами, напоминает нам, что Великий пост – это время особого подвига. Ведь и во время Великого поста мы часто забываем о духовной составляющей. А когда мы строго постимся и  читаем молитвы, кладем поклоны -- таким образом  выполняем послушание: многомиллионная Церковь молится о мире в нашей стране. Все православные Украины в эти святые дни Четыредесятницы  молятся о том, чтобы Господь послал нам, наконец, мир, простил грехи наши, укрепил нас в нашей вере.

unnamed1

Ведь только вера может всех нас объединить. У людей могут быть разные политические взгляды. Но Христос Один для всех. И вокруг Христа народ может объединиться и увидеть будущее, которое нам необходимо, которое нам полезно.  Украинский народ  должен осмыслить цель своего существования, как служение Богу и Истине. Великий народ должен иметь великую цель, которая сможет его вдохновить на подвиги, жертвенность, преодоление материальных трудностей.

Только служа Богу и Истине, каждый на своем месте, храня веру православную, как делали это великие князья Киевской Руси, запорожские казаки, мы, наконец, отучимся врать, воровать, предавать, завидовать, и начнем учиться добросовестности, искренности, порядочности, бескорыстию, трудолюбию. А это и приведет нашу страну к процветанию, к настоящему успеху.

Беседовал Сергей Герук

© 2013–2014 Офіційний сайт Київської Митрополії Української Православної Церкви

Передрук матеріалів тільки за наявності посилання

Зворотній зв'язок info@mitropolia.kiev.ua