Єпископ Ірпінський Климент: «Церква – це місце, куди люди приходять часто з останньою надією. Тому кожен священнослужитель повинен виправдовувати цю надію»

Климент 1Епископ Ирпенский Климент – викарий Киевской Митрополии, управляющий Восточным киевским викариатством, председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ, глава Синодального информационного отдела. До принятия монашеских обетов и рукоположения в сан священника будущего владыку (в миру – Олега Александровича Вечерю) ожидала блестящая светская научная карьера. Но выпускник биологического факультета Национального университета им. Т.Г.Шевченко, затем - аспирантуры, кандидат биологических наук, на взлете своей научно-преподавательской деятельности принимает решение всецело посвятить себя служению Христу и Его Святой Церкви. В начале беседы мы попросили владыку рассказать, как это произошло.

«Чем взрослее я становился, тем отчетливее понимал, что при всей моей любви к биологии она занимает лишь какую-то часть моего сердца. А мое сердце стремилось к храму»

- В своей жизни не помню такого периода, когда бы был неверующим человеком. Я благодарен Богу за то, что Он призвал меня в Церковь в самом раннем возрасте – еще школьником стал прислуживать в алтаре. Но после окончания школы, когда наступил период выбора жизненного пути, я все же не решился сразу ступить на стезю священника. Может быть потому, что в роду у нас не было лиц духовного звания. Я очень любил биологию, и вообще все живое, поэтому поступил на биологический факультет Национального университета им. Т.Г.Шевченко. Этот шаг был сделан, можно сказать, тоже по призванию. Мне очень нравилось учиться на этом факультете. Затем поступил в аспирантуру, преподавал в университете, готовился защищать диссертацию. Но чем взрослее я становился, тем отчетливее понимал, что при всей моей любви к биологии, она занимает лишь какую-то часть моего сердца. А мое сердце стремилось к храму.

Покровский храм на Оболони был первым храмом, в котором я нес церковное послушание. Но я всегда любил Киево-Печерскую Лавру. Как только она открылась в 1988 году, я стал ее посещать. С Лаврой связано и такое воспоминание. Мне было лет 13-14. Я посещал в школьные годы в центральном Дворце пионеров, что возле площади Славы на Печерске, кружок «Юного биохимика». Занятия были по субботам и заканчивались в то время, когда в Лавре звонил колокол, возвещавший начало всенощного бдения. И я всегда спешил туда на службу и всегда выстаивал долгие лаврские богослужения, возвращался домой поздно вечером. И потом целую неделю жил под впечатлением прекрасной лаврской службы.

А потом, когда учился в университете, обучение старался совмещать с церковной жизнью – нес послушания при Свято-Покровском храме на Оболони. Храм строился, и послушаний было очень много, и в алтаре, и по хозяйству.

Кл-6Шло время. Я уже учился в аспирантуре и преподавал. Тогда-то и принял решение разорвать с миром и уйти в монастырь. Это было очень непростое решение. Оставался один год до защиты диссертации. Но мои духовные наставники благословили мне завершить светское образование. Это был трудный год, потому что живя уже в монастыре, приходилось постоянно возвращаться в мир и выполнять чисто мирские обязанности. Поэтому, как только защитил диссертацию, на второй день написал заявление об уходе.

Не скажу, что для моих коллег и руководителей это было неожиданностью, они знали о моих планах. У нас сохранились очень теплые, дружеские отношения. И когда я вскоре принял сан священника, декан биологического факультета Николай Евдокимович Кучеренко пригласил меня освятить лекционные аудитории, кафедры. Было очень трогательно прийти в родной «храм науки», где прошло столько лет моей жизни. К сожалению, Николай Евдокимович уже умер, я поминаю его постоянно в молитвах и богослужениях. Сейчас факультет возглавляет Людмила Ивановна Остапченко – также мой бывший преподаватель, с которой поддерживаю сердечные отношения, как и со всеми преподавателями кафедры биохимии.

«Я благодарю Господа за тот опыт и научные знания, которые я получил ранее»

- Не было ли у Вас противоречий в вере и науке?

- Никогда не было. Когда биолог начинает постигать тайну всего живого, всю сложность биологической организации жизни, всю красоту животного и растительного мира, и при этом узнавая биологический микромир, сокровенный, таинственный, где-то в глубинах вод или в воздушном пространстве, поражаешься замыслом Творца о всем живом. И здесь никаких противоречий с верой быть не может. Просто для культуры преподавания очень удобно использовать эволюционную модель от более простейших форм к более совершенным. И она мною воспринималась как дидактика, как познавательный иллюстрационный материал – от простого к сложному. Как мы, например, учимся читать: сначала изучаем буквы, звуки, составляем слова по слогам. Так и в науке. Но противоречий с верой у ученого быть не должно. Наоборот, вера в Бога, в Творца Вселенной помогает ученому постигать окружающий мир и законы его существования.

- Владыка, а как Вы относитесь к тому «научному» периоду Вашей жизни? Промыслителен ли он для Вас с духовной точки зрения? И что Вы взяли из научного прошлого в свое сегодняшнее церковное служение?

- Вы знаете, вскоре после принятия решения уйти из мира в монашество, задумывался: зачем было потрачено столько лет на образование и тот род деятельности, который мне потом не пригодится? Но получилось так, что с первых дней мое жизни в монастыре и по сей день я с лихвой использую весь тот опыт, который приобрел в предыдущий период жизни.

Во-первых, мне благословили нести послушания в Свято-Троицком Ионинском монастыре, который находится на территории Национального Ботанического сада Украины им. Н.Н. Гришко Академии наук Украины. И вот в пору моего пребывания там возникали различные рабочие ситуации во взаимоотношениях обители с Ботаническим садом, поднимались имущественные и другие вопросы. Мне приходилось принимать участие в дискуссиях с моими вчерашними коллегами-биологами, которых я хорошо знал, с которыми были прекрасные отношения. Я представлял Церковь не только как насельник монастыря, но и как кандидат биологических наук. И это сыграло свою роль.

КлиментА когда Церковь призвала меня к другому послушанию – уже в Киевской Духовной Академии – то и в этом древнейшем ВУЗе оказался востребованным опыт моей предыдущей образовательной и научно-исследовательской работы. Как раз это время совпало с периодом реформ всего духовного образования в Украинской Православной Церкви. А также и научной работы в учреждениях духовных школ Украины, разработка норм научных аттестаций и др. И здесь был востребован мой опыт светского высшего образования, его методологии, структуры и менеджмента. Мне, как человеку прошедшему светский ВАК (высшую аттестационную комиссию), защиту диссертации, все это было знакомо. И я семь лет исполнял обязанности проректора КДАиС, сейчас несу послушание председателя Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Поэтому очень благодарен Господу за опыт и научные знания, которые получил ранее.

«Главная задача епископа – консолидировать всех священнослужителей и мирян в единое целое для того, чтобы Церковь воспринималась не на уровне отдельных приходов, а как общность, как Тело Христово, как часть Вселенской Церкви»

- Владыка, Вы также несете ответственное архиерейское послушание – являетесь управляющим Восточного киевского викариатства, в который входит вся левобережная часть столицы Украины, где проживает многочисленная паства киевлян. Какой опыт Вы вынесли для себя из этого служения?

- Как вы знаете, викарий является помощником правящего архиерея. А киевские викарии, наверное, счастливее всех остальных (улыбается), потому что они являются помощниками Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. И мы, находясь в непосредственной близости к Предстоятелю нашей Церкви – Митрополиту Киевскому, имеем возможность обогащаться духовным опытом от этого общения. Так было и при покойном Блаженнейшем Митрополите Владимире, так это происходит и при Блаженнейшем Митрополите Онуфрии. Это люди духовно одаренные от Бога, с огромным жизненным опытом и многими духовными дарованиями. Быть рядом с ними, наблюдать за ними, учиться у них, выполнять их поручения и прислушиваться к их рекомендациям – это все воспринимается мною и другими викариями как неоценимый опыт. Я бы сказал, наш нынешний Архипастырь, как и его предшественник, обладает не простой человеческой мудростью, а мудростью, приобретенной многолетним духовным подвигом.

Кл-7За время своего церковного служения, различных послушаний, я ознакомился с организацией приходской и монастырской жизни в Киеве. Я знал, в каких условиях строятся храмы в городе, как благоустраиваются монастыри, как в целом происходит духовное возрождение в столице Древней Руси. И когда состоялась моя архиерейская хиротония и было вверено одно из трех киевских викариатств, мне уже были понятны проблемы приходской жизни как бы изнутри.

Замечу также, что одной из главных задач, которые стоят перед епископом – консолидировать всех священнослужителей и мирян в единое целое, для того чтобы Церковь воспринималась не на уровне отдельных приходов, а как общность, как Тело Христово, как часть Вселенской Церкви. И в этом смысле для меня очень важно учиться у нашего Блаженнейшего тому, как следует устраивать это общение, организацию работы с священнослужителями, координировать деятельность приходов. Чтобы эта деятельность была выстроена в одно целое и имела системный характер.

Это касается и взаимодействия в организации воскресных школ, информационной, социальной деятельности и других вопросов. Конечно, Киев – это особое место служения, не обычная епархия. Это огромный мегаполис с большой насыщенностью населения, это зона с очень активным обменом информации. И любое событие отдельного прихода моментально становится достоянием других приходов, частью их общей проблемы или радости. Поэтому в организации приходской работы нужно учитывать все перечисленные факторы.

«…Но все меркнет, если нет самого главного – молитвенности»

- На что, Владыка, нужно обращать внимание городскому священнослужителю в первую очередь? И каковы требования к современному священнику?

- В священнике всегда паства хочет видеть человека, который может помочь своей молитвой, хочет видеть в первую очередь молитвенника. И об этом должен помнить каждый священник. Можно обладать различными талантами, быть ритором или говорить красивые проповеди, быть прекрасным строителем, организатором или проводить успешную социальную работу, заниматься издательской деятельности, создать интересный приходской сайт, имеющий большую посещаемость… Но все это меркнет, если нет самого главного – молитвенности. Ведь Церковь – это место, куда люди приходят часто с последней надеждой, надеждой на чудо. И они надеются встретить человека, способного вымолить это чудо. Поэтому каждый священнослужитель должен заботиться о том, чтобы оправдать эту надежду. И в общении с духовенством я стараюсь указать именно на этот главный аспект служения.

Кл-5Кроме того, нужно помнить, что мы живем в век активной информации, когда постоянно нужно развивать свои знания, опыт в той или иной сфере деятельности. В светских учреждениях каждые 2-3 года специалисты, например врачи или преподаватели, проходят переаттестацию, переподготовку. Потому что очень быстро меняются технологии и методологии. Также в церковной среде священник призван к постоянному духовному и интеллектуальному развитию. Поэтому забота архиерея состоит и в том, чтобы во вверенном ему духовенстве постоянно повышался уровень богословского образования, чтобы все киевские священники в обязательном порядке имели академическое образование.

Любой приход Киева – это место встречи людей очень разных, зачастую высокообразованных, представителей науки, культуры, искусства, студенчества. И нужно, как говорит апостол, быть «всегда готовым всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1Петр. З: 15,16). И это ни в коей мере не умаляет ответственность священника, служащего в сельской местности, или в каком-либо другом месте. Потому что священник – это личность, несущая в себе образ Христа. Как говорил праведный Иоанн Кронштадтский: «Я – священник. Значит, не себе, а другим принадлежу».

Беседовал Сергей Герук

© 2013–2014 Офіційний сайт Київської Митрополії Української Православної Церкви

Передрук матеріалів тільки за наявності посилання

Зворотній зв'язок info@mitropolia.kiev.ua